Наталия Миронкина: студент должен видеть, что металлургия — это действительно магия (РИА Новости)

Почему сотрудничество вуза с  предприятием-партнером начинается с первого дня обучения студента? Как сократить разрыв между «потребностью» и «фактом» в качестве подготовки инженера? Что такое инженерный бакалавриат CDIO в сибирском вузе? Об этом корреспондент «Социального навигатора» побеседовал с заведующей базовой кафедрой «Металлургия» Сибирского федерального университета, руководителем проектного управления научно-технологического центра Красцветмета Наталией Миронкиной.

— Наталия Викторовна, почему вместо того, чтобы забрать готовых специалистов после четвертого курса, Красцветмет выбрал самый сложный вариант сотрудничества с вузом, включившись в обучение первокурсников? И как оно строилось до сих пор?

— Традиционно за уровень подготовки выпускников отвечает университет. Но прежний рецепт выращивания инженера: «Четыре года лекции, две недели практика, диплом» — потребовал обновления. Мы начали с консультаций по формированию содержания курсов спецдисциплин. Так что теперь еще до старта учебных программ компания проводит их анализ, вносит рекомендации.

В рамках взаимодействия «вуз — предприятие» студенты прослушивают дополнительные лекции по общей и аналитической химии, истории аффинажного производства, которые читают специалисты Красцветмета. Среди новых предметов заслуженную популярность обрели также «Инженерная этика» и «Бережливое производство».

— Что не устроило работодателя в прежней модели сотрудничества?

— Несколько лет назад, слушая исторически сложившийся курс «Оборудование металлургического производства», студенты видели картинки в учебнике, а потом приходили на производство и удивлялись несовпадению между «наглядными пособиями» и реальностью. Темпы прогресса таковы, что технологии могут поменяться уже за время их обучения в вузе. Поэтому участие работодателей в учебном процессе это не дань моде, а необходимость.

Наши специалисты, конечно, не владеют методикой преподавания, они практики. Но вместе с университетской профессурой могут подготовить такого выпускника, которому уже никто не посоветует: «Забудь все, чему тебя учили в институте!». Эти соображения и побудили включиться в проект CDIO, вступить в теснейшую интеграцию с Сибирским федеральным университетом в части подготовки инженеров. В 2014 году состоялся первый набор студентов на инженерный бакалавриат CDIO, выпуск которых пришелся на 2018 год.

— В этой аббревиатуре зашифрованы принципы инновационной образовательной среды для нового поколения инженеров. А какими они видятся вам?

— В основе международной инициативы CDIO (Conceive — Design — Implement — Operate) лежит освоение студентами инженерной профессии в соответствии с моделью «планировать — проектировать — производить — применять». Это особая методика обучения. Студенты придумывают новые продукты или технологии, ведут конструкторские работы, развивают стратегии внедрения ноу-хау в реальное производство.

— Какую часть студенческого расписания занимает подобная инновационная деятельность?

— У нас она совпадает с практикой на производстве. Если прежде практика длилась две недели, после чего четверокурсник сразу брался за диплом, то сейчас они проводят «в поле» два летних месяца после каждого курса кроме первого.

— А в течение учебного года?

— Раз в неделю учащиеся выполняют проектные работы под руководством сотрудников компании, участвуют в общих делах на правах членов производственной команды. Тренеры корпоративного университета Красцветмета проводят для них тренинги по  тайм-менеджменту, искусству самопрезентации, командообразующие мероприятия. Лишними, как показывает практика, такие мастер-классы не бывают. Поэтому мы рассматриваем все четыре года их обучения в вузе как стажировку.

Пока они учатся и изучают Красцветмет, мы вместе с командой Корпоративного университета и управлением развития персонала изучаем потенциальных работников. Тренинги по развитию компетенций стажеров сочетаем с формированием портфеля отзывов от кураторов и преподавателей об их успехах и пробелах.

— Получается, что без достаточно широкой эрудиции, навыков рефлексии, таких личностных качеств как лидерство, креативность, контактность, современный специалист не полон. Почему?

— Если раньше основное требование к нему сводилось к работе руками, то теперь это элитная интеллектуальная профессия. Она предполагает управление и собой, и людьми, и оборудованием, и сложными физико-химическими процессами.

Сегодня руководители участков на предприятии могут управлять потоками вне зависимости от того, где находятся сами. И таким образом совмещают функции аналитика, исследователя, диагноста, диспетчера.

Но начинаем с азов. Например, пирометаллургический процесс проходит при температуре около тысячи градусов. «Аудиторный» студент не понимает, как выглядит такая температура, никогда не бывал у печи, где идет процесс расплавления. А мы ставим его исполнителем к этой печи, и тогда будущий инженер вникает в суть происходящего. Почему загружаем тот или иной компонент, для чего потребовались именно эти конструктивные особенности печи. Можно конечные продукты не только увидеть, но и потрогать, в руках подержать. Его образование становится другим. И отношение к металлургии. Он видит, что это действительно магия — так скажем, волшебство высоких температур.

— В компании пересмотрели политику работы с кадрами, по-новому построили модель их подготовки. И каковы результаты?

— В прошлом году конкурс желающих попасть в корпоративную группу Красцветмета в университете превысил конкурс на направление «Металлургия»: три человека на место против полутора. А выпускница кафедры металлургии CDIO Института цветных металлов и материаловедения СФУ Анастасия Дыба настолько заинтересовала работодателя, что ей предложили трудоустройство еще год назад. Весь четвертый курс она параллельно училась и работала.

РИА Новости, 23.07.2018