Аслан Царикаев: «Мы везде и всегда ищем смыслы»

Развивать HR, чтобы развивать предприятие: директор по персоналу и организационному развитию Красцветмета Аслан Царикаев рассказал BLH о практиках, ускоряющих построение новой корпоративной культуры на предприятии.

Красцветмет был введен в эксплуатацию в 1943 году. Большую часть из прошедших 75 лет он представлял собой традиционное предприятие, соединяющее в себе крепкую науку и характерную для индустриальной эпохи культуру силы и правил. В какую сторону от этой модели трансформируется Красцветмет сегодня?

Следует посмотреть правде в глаза: ни в одной компании нет однородной культуры. А если компания целенаправленно не строит культуру, — то нет и преобладающей. Или есть культура самого сильного лидера или самой распространенной группы.

Красцветмет взялся целенаправленно строить культуру успеха и согласия, которые необходимы для работы на высококонкурентных и низкомаржинальных рынках, каким, собственно, и является производство драгоценных металлов. В первую очередь, нужен персонал, готовый развивать компанию и создавать инновационные продукты с высокой добавленной стоимостью. На любом рабочем месте эти возможности для неравнодушного человека есть, но «включается» человек только если его к этому в хорошем смысле «провоцирует» среда.

В соседнем с вами интервью Григорий Финкельштейн утверждает, что если компании для создания нового нужно нанимать новых людей, то в этой компании дела с обучением и развитием персонала обстоят неважно.

Соглашусь. Да, сегодня наша компания хочет от людей нового. Но ей по-прежнему необходимы ответственность и профессионализм старожилов. Правда, не добавив ничего к этой традиционной базе, много лет дающей нам лидерство на рынке, нового создать не удастся. Мы не сможем соответствовать ожиданиям рынка.

Поэтому мы запустили развитие бережливого производства, разворачиваем современную IT-инфраструктуру... Легче сказать, какие из лучших управленческих и профильных практик мы не внедряем, чем перечислить всё, что уже работает. Перешел Красцветмет и к HR-трансформации.

Конечно, там, где мы не можем быстро вырастить требуемую компетенцию или вживить культурный код — мы нанимаем. Но привлекаемые сотрудники извне могут и не адаптироваться в компании. Поэтому строим систему, позволяющую преимущественно выращивать сотрудников и рассчитывать на них.

В каких прикладных шагах это выражается?

Главный подход — мы везде и всегда ищем смыслы. Без боязни потрясти устои ставим под вопрос мнение авторитетов. Внимательно изучаем методологии лучших практик и внедряем только то, во что поверили сами. Это алгоритм любого успешного внедрения в Красцветмете. Бережливое производство у нас вовлекающее, а не навязанное, как часто бывает. SAP SuccessFactors (крупнейшая в мире HR IT программа, внедряется в Красцветмете — BLH) впервые в СНГ и именно в Красцветмете применила видимость и каскадируемость целей от всех всем по горизонтали и вертикали. Мы решились на первое в стране внедрение SAP S4Hana. Но главное, что сегодня призы за успешную реализацию этих проектов получают те сотрудники, которые слово «SAP» впервые услышали в Красцветмете. Это вообще довольно характерно для нас — преуспевают во внедрении инноваций те, кому «надо», а не те, кто «знает, как».

И все это переплетено с инновациями?

Я бы сказал — переплетено с пользой. Есть ты можешь изменить процесс, предложить инновацию — давай. И если коллеги тебя адекватно воспринимают, то все меньшее значение имеет название твоей должности.

Мы хотим создать условия для ориентированных на развитие сотрудников: как действующих, так и потенциальных. Активно нанимаем таких специалистов и объединяем их с состоявшимися профессионалами, создаём синергию и преемственность между новым и традиционным. Напомню, что этот «эффект Медичи» — основная причина зачем компании решаются на очень трудно выстраиваемую и управляемую культуру согласия: только разные люди, сотрудничающие между собой, и рождают инновации. С отражением в зеркале много не наваяешь, мускулов для конкурентного рынка не наработаешь.

В прошлом году вы открыли корпоративный университет. Что он представляет из себя сегодня?

Красцветмет давно занимается обучением. У нас к моменту запуска корпоративного университета было более 200 программ профессионального обучения. Мы поставили цель дополнить базовые программы развитийными. Сегодня этих программ у нас более 30, запущена система дистанционного онлайн-обучения, выращено почти 40 внутренних тренеров из действующих экспертов и руководителей, идет цифровизация процессов обучения. В свою очередь, система оценки персонала будет преемственно поддерживаться программой развития персонала.

Специалист по подбору персонала Красцветмета проводит интервью с кандидатом.

Давайте посмотрим на ваш прогресс в управленческом HR глазами рядового сотрудника Красцветмета. Что изменилось в его жизни за последние год-полтора? Что трансформировало его работу?

Думаю, лучше спросить людей. Я не готов констатировать на данный момент, что работа и жизнь рядовых сотрудников кардинально изменились. На этом пути мы, вероятно, уже прошли точку невозврата, но не все еще понимают или прочувствовали целесообразность изменений. Сделать предстоит еще много.

Как вы планируете дальше развивать систему управления персоналом?

Продолжить и стабилизировать запущенные трансформации, поддержать их инструментами HR data science. Это дэшборды и аналитика, которые дают удобную визуализацию и ответы на управленческие вопросы. Чтобы принимать решения на основе данных и в перспективе выйти на осязаемую оценку эффективности инвестиций в развитие персонала в Красцветмете.

Здесь важно не пойти на поводу у желания «все посчитать». Печальные примеры такого подхода известны: в компаниях собственников-математиков так и не появляется трансформирующего компанию HR. Считать ROI давно назревших трансформаций — то же, что на первом свидании выбирать вуз для первенца. Сначала нужно поверить в то, к чему собираешься приложить калькулятор. И построить системы. Эффекты точно будут значимее тех средств, которые затрачены на их достижение.

Материал опубликован в BLH № 3 (Business Lifehack, зима-весна 2019). 
При использовании материалов содержащихся на сайте Красцветмета ссылка на источник обязательна.